Знаете, даже как-то странно, что никто раньше не додумался сделать «духовную наследницу» Counter-Strike. В индустрии, которая со скоростью стервятника обдирает каждую более-менее хорошую идею до костей, «Контра» всегда стояла особняком. Что это ещё за Valorant? Кто посмел покуситься на святое, и почему этот самозванец похож на плод порочного союза всех популярных шутеров на рынке? Только самые отчаянные азиатские разработчики могут осмелиться на такое кощунс……А, погодите. Riot Games же входит в состав Tencent. Это многое объясняет.

Counter-Watch: Weaboo Offensive

Окей, шутки в сторону. Если представить шкалу, где с одного конца находится Counter-Strike, а с другого — Overwatch, то Valorant однозначно лежит ближе к первой. Хотя «ближе» — это, пожалуй, немного не то слово: структура геймплея следует формуле «контры» до последней буквы. Одна команда защищает точки, а вторая пытается пробиться к ним и заложить бомбу. Если она рванёт, то выигрывают атакующие; если её обезвредят — то защитники. Между раундами игроки закупают на заработанные за фраги (и не только) деньги оружие и экипировку, а в середине матча команды меняются сторонами. Обмен любезностями продолжается, пока кто-то не выцарапает тринадцать побед.Помимо этого, Valorant умудряется подсмотреть несколько идей с прямо противоположного конца шкалы — то есть, у hero-шутеров. Так, здесь вы играете не за абстрактных оперативников, а за полноценных персонажей с уникальными способностями. Правда, некоторые из них — примерно половина — подозрительно похожи на героев Overwatch. Брутальный лучник с иностранным акцентом, телепортирующийся убийца в маске, мексиканская девушка с фиолетовыми прядями и лихая уроженка Бразилии, которой для полноты образа не хватает только пары роликовых коньков — наушники и цветастый наряд уже в комплекте.

Персонажи малость (самую капельку) стереотипны, но, к чести разработчиков, играются действительно неплохо: среди них нет однозначно сильных или слабых
Персонажи малость (самую капельку) стереотипны, но, к чести разработчиков, играются действительно неплохо: среди них нет однозначно сильных или слабых
Персонажи малость (самую капельку) стереотипны, но, к чести разработчиков, играются действительно неплохо: среди них нет однозначно сильных или слабых

Персонажи малость (самую капельку) стереотипны, но, к чести разработчиков, играются действительно неплохо: среди них нет однозначно сильных или слабыхВ каком-то смысле, Riot Games можно даже поздравить. Только студия, которая чётко понимает, что делает, способна выпустить не просто вторичную, а вдвойне вторичную игру. Само по себе это, конечно, не приговор, однако проблема в другом: Valorant заимствует чужие идеи, но при этом выглядит (подчеркну — выглядит) почти непростительно дёшево. Похвально, что разработчики постарались оптимизировать клиент даже под самые слабые машины, и к этому у меня нет никаких вопросов — нарочито схематичные эффекты вроде «сферического» дыма совсем не режут глаз. Но визуальный дизайн… Он и недостаточно мультяшный (чтобы не оттолкнуть «серьёзных» геймеров), и недостаточно реалистичный (чтобы игру можно было впарить юной аудитории, как Fortnite). Он просто безвкусный, как диетическая газировка.Если сложить всё это вместе, то, на первый взгляд, Valorant смотрится настолько пресно, что о ней в принципе трудно говорить. А заинтересовать человека со стороны на и так уже донельзя переполненном рынке — и того труднее. Но, внезапно, это один из тех случаев, где первое впечатление обманчиво.Оказывается, Riot Games действительно понимает, что делает.

Перед началом раунда выходы с респаунов закрыты — чтобы можно было, в случае чего, сделать перестановку. Для этого же показывается, что закупили товарищи по команде
Перед началом раунда выходы с респаунов закрыты — чтобы можно было, в случае чего, сделать перестановку. Для этого же показывается, что закупили товарищи по команде

Перед началом раунда выходы с респаунов закрыты — чтобы можно было, в случае чего, сделать перестановку. Для этого же показывается, что закупили товарищи по команде

GG no re

Counter-Strike — это воплощение идиомы «легко играть, сложно освоить». Она крайне требовательна к механическому навыку игрока, и это во многом вытекает из особенностей движка Source. Как он обрабатывает хитбоксы, физику стрельбы, геометрию. Отсюда и появляется необходимость, скажем, зубрить паттерны разброса пуль и раскидки гранат для каждой карты, или забираться в некоторые места исключительно прыжком в приседе.В Valorant немало похожих (а местами — тех же самых) нюансов: её едва ли можно назвать «казуальной». Перестрелки, как правило, быстро начинаются и ещё быстрее заканчиваются, иногда от первого же попадания в голову — права на ошибку зачастую просто нет. А в условиях, когда всего одна шальная пуля может решить исход раунда, контроль отдачи невероятно важен — это не условная Modern Warfare, где некоторые винтовки бьют с точностью лазера. Стрелять на бегу (или даже на ходу) тут почти бессмысленно, а вражеский огонь сильно снижает скорость передвижения: вот так взять и смыться из передряги не получится.

Арсенал небольшой, но в нём практически нет (за одним исключением) бесполезных опций. Если бы оружие ещё не выглядело, как покрашенные косплеерами нёрф-ганы, было бы просто замечательноНо Riot Games пошла ещё дальше — в Valorant у большинства пушек есть вполне работающий прицел. Причём он не просто даёт небольшой «зум», а меняет свойства оружия. Например, повышает кучность в обмен на скорострельность, чтобы эффективнее держать позицию на большой дистанции, или переключает автоматический огонь на короткие очереди. И все эти факторы нужно учитывать.Иными словами, игра высоко ценит механический навык, но не зацикливается на нём — здесь в дело вступают герои и их способности. По идее, они не очень вписываются в подобный геймплей: он слишком элегантный, его запросто можно перегрузить. Или ненароком сместить акцент со стрельбы и тактики на безмозглый обмен «ультами». Однако разработчики подошли к вопросу с умом — они и сами видели эти риски. В Valorant элементы hero-шутеров не оттягивают на себя слишком много внимания и не замещают собой «скилл», а добавляют в уравнение ещё одну переменную.

Хорошо, что авторы сразу сообразили добавить в игру тир. Тут можно и посмотреть на поведение оружия, и немного поупражняться на встроенном тренажёре
Хорошо, что авторы сразу сообразили добавить в игру тир. Тут можно и посмотреть на поведение оружия, и немного поупражняться на встроенном тренажёре

Хорошо, что авторы сразу сообразили добавить в игру тир. Тут можно и посмотреть на поведение оружия, и немного поупражняться на встроенном тренажёре

Вомбо-комбо

Прежде всего, кричать, что эту задумку Riot Games стянула из Overwatch, несправедливо. Пускай дизайн персонажей и балансирует на грани судебного иска. На мой взгляд, сравнение с Rainbow Six: Siege более уместно, потому что способности здесь — это скорее один из предметов снаряжения. Каждому герою по умолчанию доступен только коронный навык (например, огненный шар, оставляющий лужицу лавы) — остальные, как и оружие, нужно покупать. Причём их «боезапас» довольно ограничен, каждый можно использовать максимум два-три раза за раунд — никакой бесплатной перезарядки. И, как следствие, никакого «спама по КД». Поэтому даже на публичных серверах никто не разбазаривает способности попусту — все понимают, что это может подставить команду в самый неудобный момент.

Забавный факт: многие способности работают и через стены (иногда — только через стены). К этому привыкаешь не сразу, но со временем такие «прострелы» входят в привычку

Тем более, что многие навыки в Valorant в принципе не наносят урон. Они либо перекрывают противникам кислород, либо создают возможности для игрока и его союзников. Хилер Сейдж, например, умеет возводить небольшую кристальную стену: в защите ей можно заблокировать проход, а в атаке, напротив, использовать в качестве трамплина. Ловкая Джетт своим рывком может быстро уйти от вражеского огня или одним махом пролететь длинный коридор, не опасаясь снайперов. Мой персональный любимчик — Бримстоун; он способен зарядить целую батарею дымовых гранат в разные точки карты: ими можно закрыть неудобные углы или пойти в блеф и заставить защитников гадать, откуда именно ждать атаки.Всё, включая «ульты», очень выручает, но только в определённых ситуациях — а их ещё нужно заметить и вовремя сообразить, как склонить чашу весов в свою сторону. В Valorant отнюдь не всегда побеждает самый меткий. Отточенная реакция, конечно, важна, но зачастую умение быстро думать и обрабатывать информацию ещё важнее. В этом и кроется вся прелесть игры, вся её глубина. Здесь привычный спор о том, кто куда пойдёт в начале раунда, реально имеет смысл — особенно в защите. Например, Сайфер, местный хакер, умеет ставить растяжки, которые подсвечивают пойманных врагов через стены — можно расставить их на подходах к одной точке, а самому уйти на другую. Ядовитая Вайпер, если у неё есть «ульта», может держать «плант» одна, просто накрыв его гигантским облаком токсичного газа.

Если вы видите перед выходом на точку что-то подобное, то есть смысл развернуться и уйти в другую сторону. Ну, если вы не хотите стать номинантом на премию ДарвинаНе меньше решений надо принимать и в атаке. Откуда лучше зайти, красться ли «на шифтах» или брать штурмом, прикрывать ли тылы: всегда нужно быть готовым тут же сменить план и перестроить тактику. На всё про всё — несколько минут. Это та самая динамика, за которую и любят Counter-Strike, да и соревновательные игры в принципе. Valorant втискивает в каждый двухминутный раунд миниатюрную сюжетную арку с завязкой, кульминацией, неожиданным триумфом и горьким поражением. Эмоции, хоть и не всегда приятные, порой хлещут через край. Матч вроде только начался, посмотрел на табло — а там уже 10-10, близится матч-пойнт, и вообще пора уже взять себя в руки.

Луз на нулевой

Увы, всё не так безоблачно, как хотелось бы, — даже если закрыть глаза на противоречивый визуальный дизайн. Riot Games явно поторопилась вывести Valorant из фазы бета-тестирования в релиз — сейчас игра, мягко говоря, далека от полноценного продукта. Одиннадцать персонажей, два режима игры (три, если считать частные матчи) и, самое обидное, всего четыре карты. Да, у каждой есть какая-нибудь интересная деталь, вроде бронированных дверей, которыми можно закрыть путь атакующим, или телепортов, меняющих тактику передвижения, но… Их мало, и они на случайной ротации. Хотите выбрать, где именно играть? Извините, не судьба.

Открывать персонажей без микротранзакций можно лишь одним способом — гриндом. Не слишком раздражающим, но довольно длинным гриндомОднако это не главная беда — рано или поздно база игроков достаточно накапает студии на мозг. Гораздо хуже то, что сейчас в Valorant физически нельзя играть расслабившись, в своё удовольствие. Речь не про высокий (по крайней мере, выше среднего) порог входа, с ним-то всё как раз в порядке. Просто даже «обычные» матчи здесь нередко длятся минут сорок, как в какой-нибудь MOBA, и работают по тем же правилам, что и «ранговые», — только без набивания воображаемых цифр. А если у вас нет времени или настроения потеть сорок минут кряду, то единственная альтернатива — это т.н. «быстрая» игра. Матч длится семь раундов, персонажам по умолчанию доступны все способности, а оружие всем игрокам выдаётся случайно — получается смесь привычных правил и «гонки вооружений» из CS:GO. Смесь забавная, но она уводит Valorant в совсем другую степь, а хотелось бы видеть именно золотую середину.Здесь можно возразить, что Рим не в один день строился, и League of Legends тоже не сразу стала мастодонтом киберспорта. Справедливо. На самом деле, в этом плане Valorant уже взяла низкий старт — в ней полно маленьких удобств, о которых сообщества многих других шутеров просили бы годами. Детальная настройка прицела, интерактивность карты (пометки можно оставлять прямо во время матча, как в LoL), удобное меню покупки оружия, история матчей с кучей графиков и прочей информации. Однако вместе с тем игре всё ещё недостаёт кое-каких обязательных вещей. Например, реплеев или хоть какого-то способа разогреться перед матчем, пока сидишь в очереди. Понятное дело, какие-то вещи наверняка добавят позже. Но другие, вроде пользовательских серверов, скорее всего, не появятся никогда.

Несмотря на договор, который вы обязаны принять при первом запуске игры, общий чат в публичных играх можно сразу глушить. По токсичности он здесь почти не уступает LoL, а местами даже обгоняетБудущее Valorant целиком зависит от пост-релизной поддержки, которая наверняка будет колоссальной. За примером, опять же, не надо далеко ходить: League of Legends немыслимо преобразилась со времён релиза. Но, честно говоря, я не совсем уверен, что в случае с Valorant всё будет развиваться по тому же сценарию — формула Counter-Strike загоняет студию в жёсткие рамки. Очевидно, поддерживать интерес к игре проще всего с помощью новых персонажей и карт, но студии придётся на каждом шагу считаться с балансом.Эксперименты вроде тех, что разработчики регулярно проводят над героями в той же LoL, рискуют слишком выбиться из рамок и сломать всю экосистему — последний из добавленных персонажей, Рейна, уже показывает эту проблему. Она и в невидимость уходит, и лечится, пожирая души павших врагов (Жнец, залогинься), и ослепляет противников — она умеет всё на свете. Как худшие, самые перегруженные способностями чемпионы в League of Legends вроде Афелия или Сенны. А если пытаться обойтись малой кровью, то что тогда? Постоянно выдумывать персонажей с новой вариацией дымовой гранаты? Их в Valorant и так не напасёшься. Управляемые дымы, орбитальные дымы, ядовитые дымы, фиолетовые дымы со вкусом винограда…А, забыл — ещё есть замедляющий дым. Теперь вроде всё.

Обзор Valorant. «Старый» — не значит «плохой»

Тем не менее, начало положено. Valorant вряд ли завоюет сердца миллионов в рекордные сроки, но Riot Games уже подкрепила свои амбиции неплохой заявкой на успех. Кто бы что ни говорил, студия подошла к игре со знанием дела: таких компетентных шутеров уже давно не было. Вдобавок, приятно, что в кои-то веки любопытный онлайн-проект не загнётся через пару месяцев.Но насколько разработчики раскроют его потенциал в будущем — это отдельный вопрос. Кто знает: может, потом мы будем рассказывать внукам, что застали Valorant ещё до того, как она стала самой важной Олимпийской дисциплиной.