Почти двадцать лет назад фанаты тактических стратегий встретили Desperados: Wanted Dead or Alive под шум аплодисментов. Самозванец, бесстыдный клон Commandos в ковбойской стилистике, оказался едва ли не увлекательнее своего старшего собрата и быстро обогнал его по популярности. Правда, ненадолго. Вышедшая в 2003 году Commandos 3: Destination Berlin была так хороша, что позорное продолжение Desperados, Helldorado: Conspiracy от той же Spellbound Entertainment, просто не смогло вернуть серии былую славу.Надежда пришла, откуда не ждали: Mimimi Games, выдавшая образцовую Shadow Tactics: Blades of the Shogun, представила третью часть ковбойского стелса. Что ж, откупоривайте виски — Джон Купер и его банда возвращаются в лучшем здравии.

Дикая банда: Начало

Хотя, наверное, правильнее будет сказать «возвращаемся в прошлое». Desperados III — приквел к оригинальной игре. Но то, что игра проливает свет на прошлое полюбившихся героев, мало что меняет. Обещанный разработчиками сюжет «в лучших традициях ковбойских фильмов» получился довольно куцым, и пересказать его можно одним абзацем.Лихой стрелок Джон Купер вместе со своим давним другом, траппером Гектором, ищет некоего Фрэнка, чтобы свести с ним давние счёты (какие именно — не так уж и сложно догадаться). Параллельно они заводят товарищеские отношения с циничным охотником за головами Доком Маккоем, красоткой Кейт О’Хара и загадочной француженкой Изабель, владеющей колдовством (очень легким, никакого фэнтези!). Помогая друг другу, они вместе подбираются всё ближе к таинственному Фрэнку. Вот, в общем-то, и всё.

Обзор Desperados III. Великолепная пятёрка

С другой стороны, простенькая история совершенно ничего не портит. Фанаты ковбойских фильмов так и так будут в восторге: в Desperados III есть все обязательные для Дикого Запада аттракционы. Ограбление поезда, взрыв моста, штурм ранчо, засада на реке… Да и харизматичные герои влюбляют в себя с первого взгляда. Несмотря на простоту сценария, тут даже можно говорить о каких-никаких характерах. Особенно удался Гектор: жестокий, но при этом невероятно добродушный здоровяк. Он никогда не расстаётся с любимым медвежьим капканом, признаётся железке в любви и зовёт её исключительно женским именем «Бьянка».Остальные спутники Купера тоже не подкачали. Хладнокровный Маккой вечно ворчит себе под нос и повсюду ищет выгоду, саркастичная Изабель поначалу любит свою кошку больше, чем людей. Персонажи незамысловатые, но со временем они притираются и становятся родными благодаря маленьким разговорам и перепалкам (с толикой хорошего чёрного юмора) во время миссий.

Хоть графика в Desperados III и далека от идеала, периодически игра показывает просто сногсшибательные пейзажи

Миллион способов потерять голову (от счастья)

Простота истории с лихвой компенсируется геймплеем. Кампания Desperados III состоит из шестнадцати миссий на весьма внушительных картах — опять-таки, джентльменский набор ковбоя: пыльный посёлок посреди пустыни, железная дорога, каньоны, болота, Новый Орлеан. Ничего неожиданного, но всё в тему. Более того, на каждом уровне есть свои нюансы и уникальные механики. Например, в одной из миссий нужно передвигаться по колено в грязи — враги легко могут вычислить вас по следам и так же легко попасться в заранее подготовленную ловушку.А на другой карте регулярно проезжает поезд — и в это время врагов по разные стороны железной дороги можно резать («пропалывать», как говорят Купер и Изабель), не боясь вызвать тревогу. Уровни невероятно богаты на детали, которые можно обернуть себе на пользу. Густые заросли и глубокие колодцы, где так удобно прятать трупы, деревянные лестницы и плющи, по которым можно забраться повыше. Ну и, конечно, всё необходимое для организации «несчастных случаев». Валун прямо на пути вражеского патруля, вагонетка, способная сбить огромного дуболома, или живность, которую можно вовремя разозлить.

Какое несчастье, внезапный пожар унёс жизни полутора десятка охранников!Но самое классное, что игра не принуждает использовать все эти возможности силой. Они попадаются на глаза органично, сами собой. В игре нет такого понятия, как «туман войны» (даже ночью); в любой момент всю карту можно рассмотреть в поисках обходных путей, укромных местечек и других полезных мелочей. Причём далеко не всегда очевидно, как именно их применить, с какого угла лучше зайти.Благодаря этому Desperados III, как и первая часть (на самом деле, даже больше), дарит неповторимое ощущение собственной крутизны. Поначалу смотришь на экран и просто не понимаешь, как вообще можно выполнить цель, когда на руках лишь горстка монет, нож, пара револьверов, капкан и способность громко свистеть. Но потом, спустя несколько неудачных попыток и экспериментов, на вас словно снисходит озарение. Элементы, казавшиеся случайными, складываются в цельную мозаику. А игрок, довольный собственный смекалкой, вырезает одного бандита за другим, не оставляя ни следа.

Почти на каждом уровне с участием Кейт можно раздобыть для неё маскировку. Это непросто, но усилия окупятся втройне: барышня сможет отстреливать дозорных практически на глазах у всех

На одну котейку больше

Способности многих героев прямо перекочевали из первой части, и в ходе игры их придётся освоить в совершенстве. На первых порах может показаться, что от некоторых персонажей куда больше пользы, чем от остальных, но это не так — всем найдётся своё применение. В конце концов, даже трупы они таскают по-разному. Маккой и О’Хара медленно тащат их в приседе, потому что им не хватает сил, чтобы закинуть тело на плечо — зато их хуже видно издали. Остальные же переносят мёртвых врагов в полный рост (или взяв под мышку, как Гектор) — но заметить их в этот момент проще простого.Подобных нюансов в механиках полно. Скажем, на уровнях регулярно попадаются враги женского пола, и на них кокетливые чары Кейт не действуют. Точно так же у вас вряд ли получится охмурить мужчину, который уже пребывает в женской компании: дамы не захотят отпускать кавалера. А на ручную кошку Изабель некоторые враги даже не посмотрят — сразу прогонят. Всё это побуждает экспериментировать, пробовать разные варианты — и их может оказаться гораздо больше, чем кажется. Порой это приводит к совершенно безумным ситуациям. Например, с помощью флирта Кейт мне удалось заманить бандита на рельсы, где очарованного беднягу сразу после фразы «ещё увидимся, детка» сбил поезд.

Обзор Desperados III. Великолепная пятёрка

Отдельно стоит отметить магические способности Изабель — с её появлением тактика ощутимо преображается. Помимо котейки и ножа она также владеет двумя крайне полезными навыками. Первый — гипноз, благодаря которому враг выполняет ваши приказы. Второй — установка невидимой «связи» между двумя врагами (как у Эмили в Dishonored 2). Берёте, например, часового на вышке и связываете с каким-нибудь неудачником. Затем гипнотизируете несчастного и заставляете его выстрелить в своих. Беднягу, конечно, тут же убивают, а вместе с ним погибает тот самый часовой на вышке — путь свободен, труп на возвышении никто не заметит.

Док научился подбрасывать саквояж с ослепляющей ловушкой внутри, который привлекает внимание врагов. Эта заманчивая сумка сгубила больше жизней, чем огнестрел

Маленькая большая игра

Вообще, одно из самых больших достоинств Desperados III — это баланс. Несмотря на огромный простор для тактики, здесь нет ни следа традиционного для песочниц хаоса; ну, когда вас выбрасывают на карту — а дальше давайте сами. Я не раз ловил себя на мысли, что пройти очередной отрезок было бы легче лёгкого, если бы вот этот враг стоял на метр ближе ко мне и не попадал в поле зрения охранников. Но разработчики явно тестировали эту лазейку — почти все возможные лазейки — из-за чего пройти с наскока не удастся. Это геймдизайн ручной работы: студия умудрилась сохранить иллюзию свободы, но при этом всё равно поставить перед игроком непростую проблему.

Ещё одно любопытное отличие от оригинала — многоуровневые карты. Перепады высот играют важную роль в тактике: притаившийся на крыше Маккой со снайперским револьвером может снять целый отряд, если хватит патроновЧто касается тактической паузы, то, с одной стороны, она чертовски выручает. С другой, разработчики почему-то не захотели дать игроку возможность задавать последовательность действий — здесь всё выполняется строго одновременно. Нельзя, скажем, приказать Куперу метнуть в охранника нож, а потом Маккоем оттащить труп в кусты. Да, можно раздавать указания с помощью горячих клавиш, (в которых, правда, легко запутаться) но расширенная пауза всё равно бы пригодилась.Но на эти мелочи при всём желании не получится долго ворчать. Потому что, к чести авторов, игра потрясающе выглядит и звучит. Вроде бы классическая изометрия с аккуратными, но скромными моделями персонажей, однако смотрится всё крайне живописно и аутентично. Последний уровень, действие которого происходит в каньонах, и вовсе вызывает жгучее желание прямо сейчас поехать в Колорадо и лично взглянуть на Гранд-Каньон. Катсцены не выхватывают крупные планы, но благодаря «живой» анимации персонажей сюжетные ролики всё равно смотрятся кинематографично.